Философия истории и ее теологические предпосылки в творчестве Н.А. Бердяева

Авторы

  • Платанова Анна Сергеевна Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Российская Федерация, 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21, стр. 4; преподаватель. Финансовый универ- ситет при Правительстве Российской Федерации. Российская Федерация, 125167, г. Москва, Ленин- градский проспект, д. 49/2;

DOI:

https://doi.org/10.21146/2074-5869-2024-29-2-18-28

Ключевые слова:

Н.А. Бердяев, смысл истории, телеология, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, К. Лёвит, история, эсхатология, христианство, секуляризация, историософия, Бог, зло

Аннотация

Категория смысла истории уже давно существует в европейской философии как одна из ее фундаментальных тем, претерпевших за время своего развития множество коллизий. Последнее столетие отмечено радикальным пересмотром подходов к этой теме как в философии истории, так и в традиции интеллектуальной истории. В XX в. исторический критицизм Канта был доведен немецкой мыслью до логического итога, так что утверждение смысла истории фактически потерпело фиаско в области рационалистической философии. Целью данной статьи является попытка показать, как русский философ Николай Бердяев, будучи свидетелем духовного и политического кризиса европейской и русской культуры, ищет пути решения данной проблемы в рамках философии истории, заново формулируя проблему смысла истории в экзистенциальном ключе. Для этого он исследует теологические основания, на которых строятся историософские проекты Нового времени, и пытается разрешить противоречия в понимании христианского откровения, которые в них выявляются. Возвращение вопроса о смысле истории к его теологическому истоку позволяет Бердяеву совместить противоречивые надежды философов истории на реализацию личной свободы ее субъектов с наличием в ней общезначимого смысла.

Загрузки

Опубликован

2024-11-09

Выпуск

Раздел

МАТЕРИАЛЫ НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Как цитировать

Платанова , А. С. (2024). Философия истории и ее теологические предпосылки в творчестве Н.А. Бердяева. История философии, 29(2), 18-28. https://doi.org/10.21146/2074-5869-2024-29-2-18-28