Знание в философии На̄с̣ира Х̱усрава
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-5869-2018-23-2-44-55Ключевые слова:
знание, познание, исмаилизм, На̄с̣ир Х̱усрав, неоплатонизм, арабо-мусульманская философия, калам, фалсафаАннотация
Автор анализирует понятие «знание» в философии НаôсÖира ХÔусрава, исмаилитского философа XI в. Дан обзор предшествующих теорий познания, сложившихся в рамках калама и фалсафы. На ранних этапах становления арабо-мусульманской философии обсуждение вопроса познания велось в рамках этических и религиозных споров. Позднее представители фалсафы ввели в научный оборот наследие античных философов и стали обсуждать вопросы познания в философском ключе. НаôсÖир ХÔусрав расширил область применения понятия «знание» и пересмотрел цели и задачи процесса познания. Он положил знание в основу мироустройства, толковал его как причину и конечную цель сотворения мира. В его философии знание выступает в качестве связующего звена между различными уровнями мироздания. В статье проанализированы взгляды НаôсÖира ХÔусрава на роль знания в различных областях – метафизике, космогонии, этике и эсхатологии.