Структура и бытие ens rationis в концепции Дионисио Бласко

Авторы

  • Г.В. Вдовина Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

DOI:

https://doi.org/10.21146/2074-5869-2019-24-2-39-48

Ключевые слова:

ментальное сущее, ens rationis, Дионисио Бласко, схоластика XVII в., химера, логическое ментальное сущее, метафизическое ментальное сущее, виды существования ментального сущего

Аннотация

Статья посвящена концепции ens rationis (ментального сущего) в метафизике Дионисио Бласко – схоластического философа XVII в. Бласко принадлежал к ордену обутых кармелитов, интеллектуальная традиция которого крайне слабо изучена историко-философской наукой. Мы рассматриваем в статье три важных пункта учения Бласко о ментальном сущем: во-первых, дескриптивное определение и классификацию ens rationis; во-вторых, внутреннюю структуру ментального сущего; в-третьих, его существование в интеллекте. Бласко различает два вида ens rationis. К первому принадлежат логические ментальные сущие, имеющие основание в реальности: то, что схоласты называли вторыми интенциями (понятия вида, рода, субстанции, причинности и т. д.). Ко второму виду относятся химерические сущие (козлоолени, кентавры и т. д.), представляющие собой мысленные композиты из реальных частей, химерично отождествленных или соединенных между собой. Каждое ментальное сущее, согласно Бласко, обладает в интеллекте тремя видами существования: 1) произведенным существованием, 2) модальным существованием, 3) формальным и трансцендентальным существованием. Первое отождествляется с тем когнитивным актом, которым продуцируется ens rationis, второе – со способом бытия ментального сущего в уме, а именно с объективным бытием; третье – с формальной сущностью ens rationis, для которой внутренним необходимым предикатом является невозможность существовать в физической реальности. Кроме того, эта формальная сущность ens rationis трансцендентальна, поскольку ментальное сущее входит наряду с реальным сущим в адекватный предмет метафизики и разделяет с реальным сущим его трансцендентальные атрибуты: единое, истинное, благое. В целом концепция Бласко представляет собой нетривиальный вариант схоластического учения о ментальном сущем.

Опубликован

2020-01-05

Выпуск

Раздел

МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Как цитировать

Структура и бытие ens rationis в концепции Дионисио Бласко. (2020). История философии, 24(2), 39-48. https://doi.org/10.21146/2074-5869-2019-24-2-39-48