Непомерный «космизм». Действие по Антонио Негри
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-5869-2019-24-2-104-113Ключевые слова:
мера, инструментализм, единство, элементное, техника, приращение, космосАннотация
В статье рассматривается проблематика единого-множественного в сочинениях А. Негри
в перспективе современных дебатов об «агентности», «элементности» и субъективности.
Показывается, что марксистская ориентация его работ, приведенная в соответствие со спинозистскими устремлениями автора, позволяет поставить онтологический вопрос о форме
существования и возможности структурирования ее понятием «мера». С одной стороны, Негри противопоставляет инструменталистскому разуму творческое созидание, которое должно иметь место вне всевозможных мер и способов управления и контроля. С другой стороны, само существование действующей и созидающей единицы не представляется ему возможным в тотальной «безмерности». Следовательно, открывается возможность переопределить меру не только как накладываемые извне сдерживающие рамки, но и как объединяющий механизм, собирающий действующую субъективность в некое единство. Эта возможность получает весьма интересные способы реализации, если сопоставить идеи Негри с некоторыми современными интерпретациями, оперирующими как художественными конструкциями, так и техническими параметрами, примеры которых также приводятся в статье. На фоне этих последних обнаруживается безусловно не-постгуманистическое, но
футурологическое решение Негри.