Диахронный анализ философского термина “mōrālitās”
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-5869-2023-28-2-5-20Ключевые слова:
Моральная философия, мораль, нравственность, моральность, история терминологии, латинский язык, постсредневековая схоластика, саламанкская школаАннотация
В статье проясняется происхождение и семантическая деривация латинского философского термина “mōrālitās” («моральность», «нравственность», «мораль») в перспективе к той обобщающей и предметообразующей для современной моральной философии роли, которую унаследовали его дериваты в европейских языках. Развитие значения “mōrālitās” исследуется путем сопоставительного анализа лексикографической информации из словарей поздней латыни (когда появляется само слово “mōrālitās”), средневековой латыни (когда оно становится философским термином) и словарей раннего Нового времени (когда этот термин получает широкое распространение и приобретает современное значение). Дефицит лексикографической информации по двум последним эпохам компенсируется полнотекстовым поиском в электронной библиотеке “Google Books”, позволяющим статистически доказать интродукцию этого термина в морально-философский лексикон в первой половине XVII века и исследовать пути развития его значения в постсредневековой схоластике. Констатируется общность путей семантической деривации термина в поздней, средневековой и ранненовоевропейской латыни, а именно – устойчивая синонимия “mōrālitās” с появляющимися в разное время субстантивированными формами прилагательного “mōrālis” («моральный»), а также терминами-словосочетаниями с “mōrālis” и “mōs” («нрав», «обыкновение»). Результатом такой деривации стала полисемия термина “mōrālitās”, обозначающего как само качество свободного и осознанного человеческого действия, так и степень его нравственности, и правила ее определения, и науку, их изучающую, и предмет этой науки.