«Йогачарабхумишастра» как историко-философский источник

  • Б.Л. Митруев Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Ключевые слова: «Йогачарабхуми-шастара», Асанга, махаяна, виджнянавада, йогачара, абхидхарма, алаявиджняна, читта, бхуми, психика, сознание, медитация

Аннотация

В статье рассматривается «Йогачарабхумишастра» – трактат буддийской школы йогачара. Относительно авторства этого текста индийская и китайская традиции расходятся: в первой он приписывается Асанге (IV–V вв.), а во второй – будущему будде Майтрейе. Большинство современных ученых считают его компиляцией, а не работой одного автора. Будучи важным памятником как для традиции йогачары, так и для буддизма махаяны в целом, «Йогачарабхумишастра» является объектом научного интереса исследователей из стран Запада, России, Китая и особенно Японии. Текст трактата состоит из пяти частей, которые делятся на главы. Содержание трактата проливает свет на многие концепции йогачары, такие как алая-виджняна, три-свабхава, клишта-манас и др. Кратко рассмотрев текстологические проблемы: авторства, датировки, перевода, комментирования и жанра текста, автор предлагает реконструкцию содержания всего памятника, сделанную на основании собственного перевода с тибетского и санскрита. Это позволяет ему выделить из всего многообразия тем те темы, изучение которых даст приращение знаний об истории формирования основных философских концепций йогачары и тем самым позволит глубже понять историко-философский процесс в буддизме и в других философских направлениях Индии.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2019-06-03
Как цитировать
Митруев, Б. (2019). «Йогачарабхумишастра» как историко-философский источник . История философии, 23(2), 32-43. https://doi.org/10.21146/2074-5869-2018-23-2-32-43
Раздел
МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ