Дионис и сверхчеловек. Два образа в философии Ф. Ницше

  • Е.С. Смышляева МГУ им. М.В. Ломоносова. Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1
Ключевые слова: Ницше, Дионис, дионисизм, аполлонизм, трагедия, вечное возвращение, сверхчеловек

Аннотация

В статье предпринимается попытка выявить взаимные отношения фигуры греческого бога Диониса, неразлучного спутника Ницше на всем протяжении его творчества, и, напротив, несколько таинственной фигуры сверхчеловека, вспыхнувшей, словно метеор, на первых страницах книги «Так говорил Заратустра». Генетически связанный не только с греческой мифологией, но и с Шопенгауэровой волей, Ницшев Дионис уже в «Рождении трагедии» предстает по ту сторону добра и зла и санкционирует господство эстетических ценностей над моральными; в среднем периоде творчества дионисизм приводит Ницше к мысли о вечном возвращении; наконец, на третьем этапе Дионис оказывается втянут в войну с христианством и полемически заострен в формуле «Дионис против Распятого». На разных этапах творчества Ницше из дионисизма либо прямо проистекали, либо были с ним согласованы почти все его крупные философские идеи – кроме одной. Образ сверхчеловека при своем появлении настолько выбился из общего рисунка учения философа, что впоследствии пришлось сверхчеловека «подправить». Свои самые выдающиеся, но, как выяснилось, лишние черты он теряет в «Сумерках идолов», в «Антихристианине», в «Ecce homo». Охладев к идее сверхчеловека, Ницше в последних работах старается структурировать и довершить свое философское учение, возвращаясь к Дионису. Анализируя его поздние работы, автор статьи надеется привлечь внимание исследователей к этим попыткам философа.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2022-11-02
Как цитировать
Смышляева, Е. (2022). Дионис и сверхчеловек. Два образа в философии Ф. Ницше. История философии, 27(2), 42–54. извлечено от https://hp.iphras.ru/article/view/8129
Раздел
МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ