Риторика Заратустры: метафоры как элемент философии Ницше

  • А.А. Сысолятин МГУ имени М.В. Ломоносова, философский факультет. Российская Федерация, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4
Ключевые слова: Ницше, Заратустра, персонаж, неопределенность, язык, риторика, метафо- ра, аполлоническое, дионисийское

Аннотация

В статье проводится анализ Заратустры как художественного элемента текста с точки зрения представлений Ницше о риторике и природе языка. На основе ранних текстов Ницше автор формулирует представление о двух риторических режимах: стабилизации метафор и их избыточном производстве. Устанавливается содержательное соответствие между риторическими режимами и парой «аполлоническое – дионисийское». Автор показывает, что в тексте «Так говорил Заратустра» происходят постоянные колебания центрального персонажа между двумя режимами, чему соответствует терминологическая разница между сновидением (Traum) и опьянением (Rausch). Предпринимается попытка реконструировать различие между трагическим героем, чья риторическая роль заключается в сдерживании дионисийских метафор, и сверхгероем Заратустрой, с помощью которого Ницше стремится преодолеть противопоставленность двух риторических режимов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2022-07-12
Как цитировать
Сысолятин, А. (2022). Риторика Заратустры: метафоры как элемент философии Ницше. История философии, 27(1), 31-41. извлечено от https://hp.iphras.ru/article/view/7802
Раздел
МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ