Представления о Божественном в творчестве Б.К.С. Айенгара как отражение идей основоположников неоведанты

  • Л.Е. Жукова Русская христианская гуманитарная академия. Российская Федерация, 191011, г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 15
Ключевые слова: индийская философия, Айенгар, индийский ренессанс, Свами Вивеканан- да, Рамакришна, Рам Мохан Рай, Свами Даянанда, неоведанта, пути богопостижения, йога

Аннотация

Статья посвящена представлениям о Божественном в творческом наследии основателя современной школы йоги Б.К.С. Айенгара. Автор рассматривает различные аспекты Божественного, выделенные Айенгаром, и сопоставляет работы популяризатора йоги с трудами основателей неоведанты. В качестве мыслителей, наиболее ясно выражающих актуальные для настоящей работы положения, представлены всемирно известные реформаторы индуизма Рам Мохан Рай, Свами Даянанда, Рамакришна Парамахамса и Свами Вивекананда. С помощью герменевтического метода выявляется согласие Айенгара с философами эпохи индийского ренессанса в вопросах познания Бога, представления доказательств существования
Бога, отнесения индуизма к ряду монотеистических религий. Автор не делает окончательных выводов относительно принадлежности Айенгара к конкретной школе веданты, поскольку убеждения учителя йоги лежат в русле положений адвайта-веданты и вишишта-адвайты. Несмотря на отмеченную в процессе исследования тенденцию Айенгара к некритическому смешению идей западных и восточных религиозно-философских учений, определяется философская позиция Айенгара, которая позволяет считать его современным представителем течения неоведанты.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2022-07-12
Как цитировать
Жукова, Л. (2022). Представления о Божественном в творчестве Б.К.С. Айенгара как отражение идей основоположников неоведанты. История философии, 27(1), 54-67. извлечено от https://hp.iphras.ru/article/view/7804
Раздел
МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ