Историческая диалектика и экстериорность: два элемента ленинского учения

Авторы

  • Эдуард Жирар Университет Париж-Сорбонна.

Ключевые слова:

диалектика, история, моральность, немецкий идеализм, революция, социализм, эвристика

Аннотация

Прочтение ленинизма как целостной доктрины является испытанием для нашего философского сознания. Такая трудность не обусловлена самой теорией; напротив, она зависит от обилия обстоятельств, экстериорных для этой последней; политическая история Советского Союза, биография Ленина, углубленная вплоть до ее психологического анализа, мешают нашему пониманию текста. Мы отказываем ленинским текстам в философском духе, так как Ленин грешил против самой философии. Мы не можем отвлечься от «ортодоксальной» или, напротив, «антитоталитарной» интерпретации ленинизма. Взятые, таким образом, в клещи, комментаторы живут под гнетом морализма, который отдает приказ избрать свой лагерь: за или против ленинизма, что a priori обусловливает всякое поверхностное прочтение. Оказываясь перед этим тупиком, мы чувствуем необходимость проникнуть в корень этого невозможного толкования. Как представить учение Ленина нашему философскому сознанию? Как снова осмыслить острую проблему субъективной моральности внутри ленинизма? Как эта последняя может быть соотнесена с телеологическим пониманием истории? Какая эвристика еще возможна для нашего постижения мысли великого революционера? На эти вопросы попытается ответить автор данной статьи.

Биография автора

  • Эдуард Жирар, Университет Париж-Сорбонна.

    Эдуар Жирар – преподаватель Университета Париж-Сорбонна. Франция, 75231, г. Париж, пл. Пантеона, д. 12

Загрузки

Опубликован

2018-04-05

Выпуск

Раздел

МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Как цитировать

Жирар, Э. . (2018). Историческая диалектика и экстериорность: два элемента ленинского учения. История философии, 22(2), 79-97. https://hp.iphras.ru/article/view/1138