Де Местр – враг Просвещения

  • Т.Б. Длугач Институт философии Российской академии наук. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Ключевые слова: демократия, монархия, революция, конституция, суверен, божественная воля, договор, рационализм, пессимизм, оптимизм, наука

Аннотация

В статье разбираются взгляды одного из крупнейших европейских консерваторов – Жозефа
де Местра. Сформировавшись под влиянием идей таких мыслителей, как Э. Бёрк и Ж. Боссюэ, де Местр, хорошо освоив также учение просветителей, направлял против них свои доводы. Критике подвергся прежде всего оптимизм и рационализм просветителей в связи с
пессимистическим изображением де Местром человека как существа, искаженного неустранимым первородным грехом. Его соображения в первую очередь направлены против Вольтера и Руссо. Первого он не приемлет из-за его антирелигиозности и негативистского подхода
к прошлому, второго – за теорию суверенитета и революции. По де Местру, никакие человеческие соглашения и договоры не могут установить святость и незыблемость суверенитета и
конституций – для этого требуется божественная воля и присутствие Бога в людских делах.
Неписаные права и обязанности кроются в обычаях, нравах, традициях народа, установленных свыше. Монархи их лишь чувствуют и декларируют. Тогда они и становятся истинными.
Революцию 1789 г. де Местр объявляет сатанинской, противоречащей подлинным желаниям
народа. Не ее вели вожди, а она своим стихийным движением вовлекала их в свое движение
и вела к гибели. Монархия, наилучшее человеческое устройство, была низвергнута, но она
необходимо будет восстановлена. Сохранение традиций – цель усилий де Местра, отрицавшего любые социальные изменения. В XVIII–XIX вв. его учение было широко известно и
достаточно популярно в Европе и России.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2019-06-24
Как цитировать
Длугач, Т. . (2019). Де Местр – враг Просвещения. История философии, 23(1), 42-55. извлечено от https://hp.iphras.ru/article/view/3079
Раздел
МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ