Де Местр – враг Просвещения
Ключевые слова:
демократия, монархия, революция, конституция, суверен, божественная воля, договор, рационализм, пессимизм, оптимизм, наукаАннотация
В статье разбираются взгляды одного из крупнейших европейских консерваторов – Жозефа
де Местра. Сформировавшись под влиянием идей таких мыслителей, как Э. Бёрк и Ж. Боссюэ, де Местр, хорошо освоив также учение просветителей, направлял против них свои доводы. Критике подвергся прежде всего оптимизм и рационализм просветителей в связи с
пессимистическим изображением де Местром человека как существа, искаженного неустранимым первородным грехом. Его соображения в первую очередь направлены против Вольтера и Руссо. Первого он не приемлет из-за его антирелигиозности и негативистского подхода
к прошлому, второго – за теорию суверенитета и революции. По де Местру, никакие человеческие соглашения и договоры не могут установить святость и незыблемость суверенитета и
конституций – для этого требуется божественная воля и присутствие Бога в людских делах.
Неписаные права и обязанности кроются в обычаях, нравах, традициях народа, установленных свыше. Монархи их лишь чувствуют и декларируют. Тогда они и становятся истинными.
Революцию 1789 г. де Местр объявляет сатанинской, противоречащей подлинным желаниям
народа. Не ее вели вожди, а она своим стихийным движением вовлекала их в свое движение
и вела к гибели. Монархия, наилучшее человеческое устройство, была низвергнута, но она
необходимо будет восстановлена. Сохранение традиций – цель усилий де Местра, отрицавшего любые социальные изменения. В XVIII–XIX вв. его учение было широко известно и
достаточно популярно в Европе и России.