Фактор философии в системе ценностей Екатерины II
Ключевые слова:
Екатерина II, Просвещение, философия, гуманизм, понятия, мораль, традиционное общество, ретрансляция смысловАннотация
В статье поднят вопрос об адекватности понимания транслируемых в Россию понятий, возникших в иных исторических условиях. С этой целью реконструируется ситуация мобильного проникновения идей зрелого Просвещения в интеллектуальную среду традиционного
общества, для которой был характерен синкретизм мировоззрения, свойственный переходным эпохам. В статье проводится мысль о том, что доминирование самодержавно-патерналистского мировосприятия с имманентными ему представлениями о богоданности власти и
сословного устройства общества в значительной мере искажали смыслы философии Просвещения. Индикатором подлинной мировоззренческой позиции является определение места
человека в системе ценностей. В силу слабого личностного фактора в традиционной системе ценностей адекватно понять антропоцентризм Просвещения могли лишь единицы. Центральной фигурой исследования выступает императрица Екатерина II, включенность которой
в просветительские теории была более последовательной, чем у ее окружения. Ее политика есть свидетельство частичного восприятия демократических идей при довольно значительном искажении их смыслов. Показана двойственность и противоречивость ее личного
восприятия: с одной стороны, Екатерина II, движимая идеей просвещения общества, создания нового человека, личного счастья, допускает проникновение в общественное сознание
понятий естественного права, гражданского служения, антиклерикализма, равного для всех
закона, с другой – пресекает любые попытки применения этих идей к российским реалиям.
Там же, где Екатерина воспринимает целиком просвещенческую модель личного счастья, ее
нравственный пример в условиях традиционного сознания выглядит весьма уязвимо. Вывод:
интенсивное освоение европейской культуры в последнюю треть XVIII в. имело противоречивый характер именно потому, что основные понятия идеологии и философии Просвещения
транслировали те смыслы, которые не соответствовали уровню философской и политической
культуры русского общества.