Трансформация философии длительности А. Бергсона в идеал-реализме С.Л. Франка
Ключевые слова:
А. Бергсон, С.Л. Франк, философия длительности, русская религиозная философия, неклассическая философия, время, АбсолютАннотация
Статья посвящена интерпретации философии А. Бергсона в книге С.Л. Франка «Предмет
знания». Анализируя ключевые фрагменты «Предмета знания» герменевтическим методом,
автор показывает, как Франк понимал в целом философию длительности Бергсона и какое
место она занимает в собственных философских построениях русского мыслителя. В статье
доказывается, что бергсоновская философия длительности имела решающее значение для
понимания Франком природы Абсолюта и сущности бытия, что говорит о глубочайшем влиянии великого французского философа на концепцию Франка в этот период его творчества.
Несмотря на то, что Франк достаточно критически оценивал выводы философии длительности, в «Предмете знания» он утверждает, что Бергсон в своей теории времени на самом деле
открывает не время как чистое становление, а само абсолютное бытие-всеединство, на поиск
которого нацелена гносеологическая концепция русского философа. Итогом такого понимания времени оказывается вывод о том, что человек способен непосредственно в себе открыть
абсолютное, в котором Бергсон, с точки зрения Франка, лишь односторонне подчеркивает
момент становления, в то время как внимательный анализ философии длительности ведет к
обнаружению в ней подлинного всеединства. И именно это бергсоновское становление-творчество, порыв, который не лишен единства и целостности, становятся для Франка необходимой чертой Абсолюта.