Единство Первой Причины и множественность сущего в философии Альберта Великого
Ключевые слова:
Альберт Великий, Единое, первое сотворенное бытие, сущность, сущее, многое, истечение, акт, потенцияАннотация
Целью статьи служит демонстрация в метафизике и космологии Альберта Великого необходимой зависимости esse primum creatum (первого сотворенного бытия) и сущего от Первой Причины как достаточного основания бытия универсума. Для этого требуется решить
следующие задачи: (1) экспликация смысла понятия «первое сотворенное бытие»; (2) анализ различий между бытием вещи и бытием Бога у Альберта; (3) раскрытие смысла истечения бытия и сущего от Единого и объяснение происхождения многого. Метод исследования
состоит в изучении написанных на латинском языке оригинальных источников, а также
связанных с ними работ по истории философии, и герменевтике полученных результатов.
В качестве основных выводов исследования можно указать следующее. Первое сотворенное бытие проистекает от Бога и не находится в потенции к вытекающему из него сущему.
Процесс эманации происходит из акта в акт. Действующая Причина передает через бытие
и постепенное уменьшение степени его интенсивности существование остальным сущим.
Поток бытия ограничивается и становится более конкретным. Множественность конкретных форм бытия сводится к единству их объективных смыслов (rationes), а различие rationes – к единству Первой Причины. Отказ от Единого как всеобщей причинности должен
был привести к пересмотру концепции классической метафизики, что и имело место
в XVIII веке.