Эпикур и Карл Маркс: точки соприкосновения
Ключевые слова:
К. Маркс, Демокрит, Эпикур, Г.В.Ф. Гегель, историчность, отклонение атома, чувственность, праксис, εἱμαρμένη Демокрита и τύχη Эпикура, человек как цель философииАннотация
В предлагаемой статье предпринята попытка историко-философской экспликации соприкосновения философии Эпикура и философии Карла Маркса. Хотя влияние Эпикура на молодого Маркса не было прямым и непосредственным, тем не менее именно эпикурейская традиция, критически переосмысленная, на глубинном уровне сказалась на многих концептах
Маркса. Автор показывает, что идеи Маркса о тотальной историчности мира, единстве субъекта и объекта, свободе, праксисе, наслаждении, методологическом плюрализме, человеке
как исходном пункте и цели философии, соотнесенности философии и мира имеют одним
из своих источников именно философию Эпикура. Идеи Эпикура о спонтанном отклонении
(παρέγκλισις) как свободе, об имманентности движения самим атомам, о взаимопроникновении мира и человека, поисках «многих причин», случайности (τύχη) и т. д., в критическом
синтезе с идеями других мыслителей были в дальнейшем развиты Марксом в учении о человеке как субстанциальной основе социального бытия, человеке как страдающем существе, неразрывности человека и мира, привели его к методологии многофакторного анализа,
а также подвигли к формулированию учения о подлинном бытии человека как спонтанной
творческой продуктивной деятельности, приносящей наслаждение (Selbstbetätigung).