Критика разума и intellectus agens: гносеологический проект Ж. Марешаля
Ключевые слова:
неосхоластика, неотомизм, философия, ноология, рассудок, разум, интеллект, познаниеАннотация
В данной статье рассматривается философское учение французского иезуита Ж. Марешаля, ставшее основой для так называемого трансцендентального томизма. Истоки данного проекта рассмотрены на фоне тех философских и теологических дискуссий, свидетелем которых был Марешаль (в частности, полемики с неокантианством, бергсонизмом и католическим модернизмом) и которые оказали влияние на решение Марешаля обратиться к кантовскому критицизму и предложить его томистское переосмысление. В числе тех преобразований, которым подверглось у него кантианство, следует отметить возвращение к соотнесению понятия «рассудка» из «Критики чистого разума» со схоластическим понятием «действующего разума». Хотя этот подход уже имел прецеденты ранее (в трактовках Ж. Бальмеса, Э. Пейоба), Ж. Марешаль выстраивает на его основе своеобразную трактовку априорности, ментального синтеза и абстрагирования. При этом он отходит как от оригинального учения Фомы Аквината, так и от тех ведущих трактовок, которые были характерны в его время (Г. Маттиусси, Э. Югон). Это позволяет рассматривать «трансцендентальный томизм» Ж. Марешаля как уникальный историко-философский опыт, оказавший влияние на последующее развитие неотомизма (Ж. Маритен, К. Ранер и др.).