Эпистемология «естественной религии» Д. Юма: скрытые парадоксы

  • В.Ю. Даренский Луганский государственный педагогический университет. Украина, 91011, г. Луганск, ул. Оборонная, д. 2
Ключевые слова: Дэвид Юм, «естественная религия», вера, парадоксы, обоснование

Аннотация

В статье исследуются парадоксы концепции «естественной религии» Д. Юма, возникшие в результате применения им метода радикального скепсиса к предметам религиозной веры. Показано, что анализ Юма представляет собой движение от изначальных тезисов скептического характера – к тезисам, совпадающим с традиционными воззрениями. Главный парадокс его концепции состоит в том, что невозможность рациональных доказательств знания чего бы то ни было (в том числе и знания о бытии Божием) приводит к тому, что базовой гносеологической категорией Юма оказывается категория веры (belief). Это, в свою очередь, приводит к исчезновению принципиальных различий между тем, что принято называть «позитивным» (научным) знанием, и религиозной верой. Более того, в таком случае именно религиозная вера оказывается вообще некой «моделью» любого знания как такового. Заслуга Д. Юма в прояснении этого вопроса состоит в том, что он четко указал на неправомерность отделения в актах познания представления от суждения и заключения и обосновал необходимость возвращения рефлексии к их первичному единству в реальном опыте сознания.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-06-01
Как цитировать
Даренский, В. (2021). Эпистемология «естественной религии» Д. Юма: скрытые парадоксы. История философии, 26(1), 5-12. извлечено от https://hp.iphras.ru/article/view/6252
Раздел
МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ