Фигурное, символическое и созерцающее познание Ч. I: От Ф. Виета и Г.В. Лейбница к И.Г. Ламберту
Ключевые слова:
символическое познание, созерцающее познание, фигурный синтез, speciosa, воображение, образ, схема, Г.В. Лейбниц, Хр. Вольф, Х.А. Крузий, И. КантАннотация
Выделив два вида познания – символическое, или знаковое, и интуитивное, или незнаковое, Г.В. Лейбниц в статье «Размышления о познаниях, истине и идеях» заложил основу обсуждения проблемы наглядности познания в XVIII в. Отталкиваясь от идей Лейбница, Хр. Вольф в «Немецкой метафизике» создал уже развернутое учение о фигурном и созерцающем познании, отдавая приоритет в сфере применения и степени отчетливости первому виду. Учение Вольфа почти сразу же стало классическим и нашло немало сторонников. И.Г. Дарьес и Г.Ф. Майер перенесли метафизическое различение видов познания в логику. А.Г. Баумгартен в «Метафизике» предложил новый критерий различения символического и интуитивного познания. И.Н. Тетенс рассматривал противоположность символического и созерцающего познания с точки зрения противоположности апостериорности и априорности. И.Г. Ламберт в «Новом Органоне» вновь возвращает интерес именно к фигурному познанию.