Теории медиа: нормализация и вариантология
Ключевые слова:
глубокие медиа, теория, геологическое время, индивидуальная вариация, нелинейная история, технологии, мера, экологияАннотация
Автор статьи предлагает посмотреть на исследования медиа в исторической перспективе и сопоставить проекты «золотого периода», т.е. 1990-х – начала 2000-х, с работами последних лет. После предварительных пояснений выбирая для более подробного изложения проекты З. Цилински и Ю. Парикки, автор показывает, как меняются задачи медиаисследований и их методология при переходе от масштабных панорам, претендующих на построение новой истории из перспектив использования различных медиа, к фрагментированным и ситуативным разборам отдельных компонент некоторых медиа (например, перевод цветовой дисперсии на химический язык фотографии удаленной звезды). Так археология, внимательная к геологическому времени, переходит в архивную работу, производимую для «коммерческого использования или машинного обучения». При этом нивелируется радикальность подходов к исследованию медиа, свойственная первым медиатеоретикам, так как авторы сочинений, публикуемых со второй половины 2010-х гг., содействуют нормализации медиатеории путем приведения к давно обсуждаемым темам других дисциплин, таким как когнитивные функции или теория знаков. Вместе с этим медиатеория в значительной степени политизируется, принимая процедуры управления и редуцируя «вариантологию» и ориентированность на множественность медиа, которые разрабатывались ранее.