О трактовке Ибн-Рушдом аристотелевского учения о неаффицируемости ума
Ключевые слова:
Ибн-Рушд, Аверроэс, Аристотель, перипатетизм, ноология, фальсафа, мышление, ощущение, неаффицируемость ума, Большой комментарий к аристотелевскому трактату «О душе»Аннотация
Настоящая публикация – очередная в цикле переводов из сохранившегося только в латинской версии сочинения видного арабо-мусульманского философа Ибн-Рушда (латиниз. Аверроэса, ум. 1198), которое знаменито не только как самое фундаментальное в культуре классического ислама толкование к аристотелевскому трактату «О душе», но и разработанной в нем оригинальной концепцией единого для всех людей интеллекта (мононоизм). В первых трех фрагментах комментария к начальной части главы III.4 этого трактата (429а10–18) аналогия мышления и ощущения служит основой для заключения о человеческом разуме как о неаффицируемом реципиенте. В предисловии, примечаниях и приложении к переводу привлекаются релевантные места из малой и средней версий аверроистского комментария к данному трактату, освещается дебатируемый в исследовательской литературе вопрос о хронологической последовательности средней и большой версий, отмечаются важнейшие экзегетические новации указанных фрагментов и излагаются некоторые предположения о возможных их мотивах.