Роль эвдемонизма в моральной философии Бенедикта Спинозы
Ключевые слова:
Бенедикт Спиноза, «Этика», эвдемонизм, счастье, высшее благо, конатус, добродетель, блаженство, моральный натурализмАннотация
В последние десятилетия историки моральной философии все чаще обращаются к фигуре Спинозы, изучая недооцененное этическое измерение его философии. Тем не менее, несмотря на этот растущий интерес, Спинозу редко помещают в канон моральной философии, и потому его связь с различными направлениями этической мысли остается непроясненной. В этой статье я показываю, что в моральной теории Спинозы важную роль играют элементы определенной традиции нормативной этики, которая носит название эвдемонистической этики добродетели или эвдемонизма. Этот тезис прежде всего обусловлен наличием в «Этике» Спинозы двух концептуальных черт, объединяющих ее с традицией эвдемонизма. Первой чертой выступает ее последовательный моральный натурализм: эта теория эксплицитно фундируется в метафизических взглядах Спинозы на природу в целом и природу человека в частности. Вторая черта – наличие в «Этике» разработанного нормативного понятия высшего блага (summum bonum), называемого также «счастьем» (felicitas) или «блаженством» (beatitudo). Это высшее благо находит свое прямое отражение в моральном идеале «свободного человека» (homo liber), описанном в IV части «Этики».