Философско-религиозные идеи американского трансцендентализма в учении Свами Вивекананды

  • Л. Е. Жукова аспирант. Русская христианская гуманитарная академия. Российская Федерация, 191011, г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 15
Ключевые слова: индийская философия, Индийский Ренессанс, американский трансценден­тализм, Свами Вивекананда, Рамакришна, Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо, неове­данта, пути богопостижения, йога

Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ философско-религиозных воззрений индийского мыслителя и общественного деятеля Свами Вивекананды и философов движения американ­ского трансцендентализма. Автор делает акцент на осмыслении интеллектуалами различ­ных аспектов Божественного. В качестве представителей американского трансцендентализ­ма рассмотрены наиболее яркие фигуры этого движения, в работах которых выражены его основные положения – философы Ральф Уолдо Эмерсон, Дэвид Генри Торо и Уильям Элле­ри Чаннинг. В исследовании применяются герменевтический и историко-философский под­ходы. В итоге признается явное сходство многих положений в учениях мыслителей, обу­словленное общими источниками формирования их воззрений. Одновременно со сходством выявляются существенные расхождения во взглядах западных и индийского философов. Они раскрываются в представлениях о божественности человека, о природе как метафизи­ческой силе, а также в вопросе о познании Бога. Делается вывод об адекватном осмыслении Вивеканандой трудов американских трансценденталистов и использовании философом их идей с целью ознакомления западного общества с разработанной им интерпретацией основ индийской культуры.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2023-10-13
Как цитировать
Жукова, Л. Е. (2023). Философско-религиозные идеи американского трансцендентализма в учении Свами Вивекананды. История философии, 28(2), 47-59. https://doi.org/10.21146/10.21146/2074-5869-2023-28-2-47-59
Раздел
МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ