Историческая диалектика и экстериорность: два элемента ленинского учения

  • Эдуард Жирар Университет Париж-Сорбонна.
Ключевые слова: диалектика, история, моральность, немецкий идеализм, революция, социализм, эвристика

Аннотация

Прочтение ленинизма как целостной доктрины является испытанием для нашего философского сознания. Такая трудность не обусловлена самой теорией; напротив, она зависит от обилия обстоятельств, экстериорных для этой последней; политическая история Советского Союза, биография Ленина, углубленная вплоть до ее психологического анализа, мешают нашему пониманию текста. Мы отказываем ленинским текстам в философском духе, так как Ленин грешил против самой философии. Мы не можем отвлечься от «ортодоксальной» или, напротив, «антитоталитарной» интерпретации ленинизма. Взятые, таким образом, в клещи, комментаторы живут под гнетом морализма, который отдает приказ избрать свой лагерь: за или против ленинизма, что a priori обусловливает всякое поверхностное прочтение. Оказываясь перед этим тупиком, мы чувствуем необходимость проникнуть в корень этого невозможного толкования. Как представить учение Ленина нашему философскому сознанию? Как снова осмыслить острую проблему субъективной моральности внутри ленинизма? Как эта последняя может быть соотнесена с телеологическим пониманием истории? Какая эвристика еще возможна для нашего постижения мысли великого революционера? На эти вопросы попытается ответить автор данной статьи.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Эдуард Жирар, Университет Париж-Сорбонна.

Эдуар Жирар – преподаватель Университета Париж-Сорбонна. Франция, 75231, г. Париж, пл. Пантеона, д. 12

Опубликован
2018-04-05
Как цитировать
Жирар, Э. . (2018). Историческая диалектика и экстериорность: два элемента ленинского учения. История философии, 22(2), 79-97. извлечено от https://hp.iphras.ru/article/view/1138
Раздел
МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ