Постметафизическая теология в контексте истории онтологии

  • А.М. Гагинский Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23, стр. 5а
Ключевые слова: история онтологии, постметафизическая теология, онто-теология, феноменология, бытие, Бог, данность

Аннотация

Теоретическая задача данной статьи заключается в том, чтобы поставить некоторые решения
постметафизической теологии под вопрос; методологическая – в том, чтобы показать логику
этого явления, поместив его в контекст истории онтологии. Исходя из такой установки, автор
кратко намечает основные вехи европейской онтологии, на фоне которых рассматривается
постметафизическая теология, представленная феноменологией данности. В частности, в
статье показывается, что с трудов Иоанна Дунса Скота начинается процесс натурализации
бытия, после чего сферы онтологии и теологии принципиально разделяются и онтология оказывается чем-то внешним по отношению к теологии. И. Кант делает первый шаг на пути выведения онтологии за рамки теологического дискурса, однако последовательное выражение
это находит только в философии М. Хайдеггера. Опираясь на труды последнего, в частности,
понимая метафизику как онто-тео-логию, которая препятствует доступу к божественному,
Ж.-Л. Марион разрабатывает феноменологию данности, обосновывающую его теологический проект, представленный в книге «Бог без бытия». Тем не менее философия Ж.-Л. Мариона, по мнению автора, оказывается версией онтологического релятивизма, что ставит под
сомнение пригодность данного проекта для теологии.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2019-06-25
Как цитировать
Гагинский, А. (2019). Постметафизическая теология в контексте истории онтологии. История философии, 22(1), 53-67. извлечено от https://hp.iphras.ru/article/view/3096
Раздел
МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ