Воплощение идеи «золотой середины» в эстетике Конфуция
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-5869-2024-29-2-51-63Ключевые слова:
история китайской философии, эстетика Конфуция, чжун юн чжи дао 中庸之道 «золотая середина», чжунхэ чжи мэй 中和之美 «красота срединной гармонии»Аннотация
В статье рассматриваются эстетические идеи, связанные с концептом чжун юн чжи дао 中庸之道 («золотая середина») Конфуция. Особое внимание уделено следующим положениям конфуцианской эстетики: вэнь чжи биньбинь 文质彬彬 «наружность и сущность равно совершенны»; лэ эр бу инь, ай эр бу шан 乐而不淫, 哀而不伤 «будучи радостной, не непристойна, будучи печальной, не ранит»; цзинь шань цзинь мэй 尽善尽美 «вполне красиво и вполне нравственно». Автор приходит к выводу, что в конфуцианской эстетике выражена идея чжунхэ чжи мэй 中和之美 «красоты срединной гармонии», воплощающая древнекитайскую мысль о «балансе инь и ян». Конфуций выступал за равенство вэнь «наружность» и чжи «сущность», которые должны дополнять друг друга и соответствовать принципу «золотой середины». Философ восхвалял музыку 關雎 Гуань Цзюй («Встреча невесты»), утверждая, что она «веселая, но не непристойная, печальная, но не ранит», и считал, что печаль и радость порождают друг друга и приспосабливаются друг к другу. Конфуций четко отделил красоту от добра, и сочетание красоты и добра, которого он придерживается, на самом деле основано на почитании нравственности.