Концепт религиозного опыта Ф. Шлейермахера в работах «светских» религиозных мыслителей начала XX в.
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-5869-2024-29-2-64-75Ключевые слова:
русская религиозная философия, концепт религиозного опыта, рецепция идей Шлейермахера, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, В.В. Зеньковский, В.М. Жирмунский, С.Н. Булгаков, Фр. ШлейермахерАннотация
Статья посвящена рецепции понятия религиозного чувства Ф. Шлейермахера в работах таких русских философов начала XX в., как С.Л. Франк, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков, Ф.А. Степун, В.В. Зеньковский и др. Автор статьи выделяет следующие способы интерпретации данного понятия: религиозное чувство может пониматься как «психологизм» и «имманентизм», либо умаляющий значение Откровения (сводящий религию исключительно к личным переживаниям), либо оцениваемый положительно в плане экзистенциальной значимости для человека этих переживаний (в этом случае Шлейермахер рассматривается как предшественник современной психологии); религиозное чувство может интерпретироваться близко к идеям Дильтея как первоначальное единство сознания. Кроме того, религиозное чувство в работах Шлейермахера (как и других представителей немецкого романтизма) становится предметом исследований, посвященных психологии религии. В целом изучение трактовок русскими философами концепта религиозного чувства в учении Шлейермахера помогает, скорее, приблизиться к пониманию религиозного опыта самими рассмотренными мыслителями, в работах которых этот концепт имеет большое значение, но зачастую не эксплицируется.