Дж. Э. Бараш. История между наукой и искусством: Вильгельм Виндельбанд и дилемма неокантианской теории истории
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-5869-2024-29-2-118-131Ключевые слова:
И. Кант, В. Виндельбанд, В. Дильтей, неокантианство, теория истории, идеографические и номотетические понятияАннотация
Данная публикация знакомит читателя с переводом статьи Дж.Э. Бараша «История между наукой и искусством: Вильгельм Виндельбанд и дилемма неокантианской теории истории», посвященной исследованию концепции обоснования теории истории в качестве науки, предпринятого во второй половине ХIХ в. представителем Баденской школы неокантианства
Виндельбандом, творчески интерпретирующим наследие Канта. Основоположник критической философии Кант придавал статус научности лишь различным направлениям естествознания. С точки зрения кёнигсбергского мыслителя, сфера изучения социальных событий, культуры и жизни человека не может считаться наукой в строгом смысле слова, поскольку она ограничивается описанием социальных явлений, а не построением законов, объясняющих данные процессы. Закон должен соответствовать принципу всеобщности, т.е. обладать способностью упорядочивать опыт посредством универсальной чистой формы, а не проистекать из опыта. Виндельбанд предлагает пересмотреть учение Канта и разрабатывает свою собственную концепцию истории. Он вводит в теорию познания в дополнение к номотетическим понятиям, ведущим к открытию всеобщих законов, идеографические понятия, посредством которых происходит описание истории культур и мировоззрений отдельных людей с их личными представлениями о ценностях, объективирующихся в истории. Таким образом, Виндельбанд формулирует особый научный метод объяснения причинности в трак-
товке исторических событий, не прибегая при этом к построению всеобщих законов. Объяснение истории с помощью идеографических понятий позволяет переосмыслить саму идею научности в отношении сферы свободы, в которой каждый человек является уникальной личностью, созидающей ценности.