Понятие сознания в «Этике» Спинозы

Авторы

  • Д.О. Селютин МГУ имени М.В. Ломоносова. Российская Федерация, 119234, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4

DOI:

https://doi.org/10.21146/2074-5869-2025-30-1-5-16

Ключевые слова:

Б. Спиноза, философия Нового времени, сознание, стремление, аффект

Аннотация

В статье анализируется концепт сознания в «Этике» Спинозы. Для этого последовательно выделяются и описываются три теоретических подхода к сознанию в философии Спинозы. Первый из них состоит в отрицании сколь-либо проработанного понятия сознания в «Этике», в силу чего мы не можем ни ответить на вопрос, в чем оно состоит, ни отличить сознательных существ от несознательных. Согласно второму подходу, разговор о со знании помещается в контекст идей об идеях (лат. ideae idearum), где таковое связывается с рефлексивностью и второпорядковой осведомленностью, свойственной идеям высшего порядка. Третий подход выделяется автором статьи как наиболее перспективный: в его рамках идея определяется как сознательная, если она приводит к изменению сущностного стремления (лат. conatus) существа, а само оно тем более наделено сознанием, в чем большем диапазоне способно варьировать свое стремление, что, в свою очередь, коррелирует
со сложностью его тела.

Загрузки

Опубликован

2025-04-23

Выпуск

Раздел

МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Как цитировать

Селютин, Д. (2025). Понятие сознания в «Этике» Спинозы. История философии, 30(1), 5–16. https://doi.org/10.21146/2074-5869-2025-30-1-5-16