Преподавание философских дисциплин В.Д. Кудрявцевым-Платоновым в Московской духовной академии
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-5869-2025-30-1-29-39Ключевые слова:
В.Д. Кудрявцев-Платонов, Московская духовная академия, преподавание философии, лекции по метафизике, лекции по истории Новой философии, И. Кант, М.Д. Муретов, В.Н. ПотаповАннотация
Статья посвящена реконструкции историко-философского контекста преподавания философских дисциплин В.Д. Кудрявцевым-Платоновым (далее Кудрявцев) в Московской духовной академии (далее МДА), которая достигается выполнением трех задач: 1) анализом официальных документов, регламентирующих преподавание философии в духовных академиях; 2) анализом содержания рукописных материалов Кудрявцева к лекциям по метафизике и истории Новой философии, а также идентификацией их источниковой базы; 3) анализом воспоминаний воспитанника МДА М.Д. Муретова о Кудрявцеве. Актуальность статьи обусловлена тем, что, во-первых, она впервые комплексно раскрывает характер влияния преподаваемых Кудрявцевым философских дисциплин на слушателей МДА, а во-вторых, позволяет решить историко-философские проблемы генезиса и развития философских взглядов самого Кудрявцева. В результате установлено, что преподавание Кудрявцевым философских дисциплин, несмотря на то что в сфере духовно-академического образования они в качестве общеобязательных предметов выполняли вспомогательную функцию, опре- деленную рамками конфессионального образования, не было ограничено какой бы то ни было цензурой и, как следствие, оставляло свободу для проявления творческой мысли русского философа, что выразилось, в частности, в регулярном обращении к кантовским философским идеям.