Индийская родина философии: размышления о книге В. Эльтшингера и И. Ратье «Что такое индийская философия?»

Авторы

  • В.Г. Лысенко

DOI:

https://doi.org/10.21146/2074-5869-2025-30-1-128-139

Ключевые слова:

индийская философия, полигенез, дебаты, диспутология, Г.В.Ф. Гегель, ев- ропоцентризм, школы индийской философии, доксографический подход, проблемный подход

Аннотация

Публикация научного труда французских индологов Венсана Эльтшингера и Изабель Ратье ставит важные проблемы методологии современных историко-философских исследований. Используя индийские философские традиции в качестве контраргумента против доминирующей на Западе теории «моногенеза», приписывающей происхождение философии исключительно Древней Греции («греческое чудо»), они убедительно защищают идею «полигенеза» философии. В индийских диалектических практиках и диспутальных традициях авторы прослеживают возникновение рациональных систем аргументации вне религиозных догм, тем самым предоставляя существенные доказательства независимого развития философии вне эллинистического контекста. В статье отмечается важность предпочтения авторами экспозиции дискуссионных топиков индийской философии чисто доксографическому подходу многих западных и индийских историографий индийской философии. Особо значимым представляется внимание авторов к социально-историческому контексту развития индийской философской полемики, акцент на эмпирической ориентации индийской эпистемологии и специфике индийской модели научного стиля мышления, основанной на лингвистическом анализе, разработанном в грамматической традиции Панини (V–IV вв. до н.э.). Вместе с тем некоторые тезисы книги вызывают вопросы. Во-первых, противоречивое исключение из поля «индийской философии» догматического и апологетического дискурса, хотя сами авторы подчеркивают, что присутствие апологетики в средневековой западной мысли не мешает считать ее философией. Во-вторых, в статье отмечено, что гипотеза И. Бронкхорста об эллинистическом влиянии (через Гандхару) на формирование дискурсивных аналитических буддийских практик в школах сарвастивады, с которой авторы солидаризируются, требует более убедительного согласования с идей «полигенеза». В целом же книга рассматривается как значительный и оригинальный вклад в осмысление индийской философской традиции, способствующий преодолению европоцентризма в философии.

Загрузки

Опубликован

2025-04-23

Выпуск

Раздел

РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ

Как цитировать

Лысенко, В. (2025). Индийская родина философии: размышления о книге В. Эльтшингера и И. Ратье «Что такое индийская философия?». История философии, 30(1), 128–139. https://doi.org/10.21146/2074-5869-2025-30-1-128-139