Концепция истории Н.В. Болдырева: неокантианские перспективы
Ключевые слова:
философия истории, немецкое и русское неокантианство, методология истории, время, целеполагание в истории, утопия, идеалАннотация
Статья посвящена концепции истории, сформулированной русским философом Н.В. Болдыревым в начале 1920-х гг. Целью статьи является идейная реконструкция этой концепции с
преимущественным вниманием к результатам рецепции Болдыревым неокантианских мыслительных моделей и подходов. Для выяснения условий состоявшейся рецепции в статье
очерчивается контекст возникновения философско-исторической проблематики в русском
неокантианстве и указываются ранее неизвестные факты из научной биографии Болдырева,
подтверждающие наличие у него профессионального интереса к неокантианской философии.
Автор статьи фокусирует внимание на главной философско-исторической работе Болдырева «Смысл истории и прогресс» (1922 г.) и показывает, что в этом тексте систематически
осмысливаются такие ключевые для неокантианской философии истории понятия, как время
и вечность, цель и идеал, утопия и прогресс, человек и человечество. В ходе компаративного
анализа понятийного аппарата и мыслительных моделей, используемых в текстах немецких
и русских неокантианцев, выявлено, что теоретическими истоками концепции истории Болдырева были, во-первых, философские системы марбургских и баденских неокантианцев –
Г. Когена, Э. Кассирера и Г. Риккерта, а во-вторых, теоретико-методологический подход к истории как науке, разработанный русским историком, методологом и философом-критицистом
А.С. Лаппо-Данилевским, чья научная концепция в свою очередь питалась философскими
идеями И. Канта и немецких неокантианцев.