Франк Рамсей, «кембриджский прагматизм» и проблема природы веры
DOI:
https://doi.org/10.21146/10.21146/2074-5869-2023-28-2-60-73Ключевые слова:
прагматизм, кембриджский прагматизм, аналитическая философия, вера, эмпиризм, нейтральный монизм, ментальное состояниеАннотация
В статье обсуждается кембриджский прагматизм, под которым понимаются определенные взгляды ряда кембриджских философов (Б. Рассела, Ч. Огдена, Ф. Рамсея) в 1920-х гг. Франк Рамсей считается ключевым и наиболее интересным выразителем этих взглядов. Философы, которые ввели термин «Кембриджский прагматизм» (Х. Прайс, Ш. Мисак), предлагают пересмотреть «стандартную» историю, в которой, по их мнению, недооценивается влияние американского прагматизма на указанных кембриджских философов. Это прежде всего касается Рамсея, который, по словам Мисак, создал «наиболее привлекательный вариант» прагматизма. Цель статьи – попытаться выяснить, взяв в качестве «теста» проблему природы веры, которая интенсивно обсуждалась и американскими прагматистами, и кембриджскими философами 1920-х гг. и определенное решение которой образует, так сказать, сердцевину прагматизма, какой из подходов к пониманию взглядов Рамсея – стандартная история или история в описании Мисак – является более оправданным. Делается вывод, что различия между этими двумя подходами обусловливаются тем, что в них идеи Рамсея оцениваются с позиций разных концепций прагматизма. Отмечается, что более интересная задача для историков философии состоит в том, чтобы объяснить, как возможен столь гармоничный синтез аналитической философии и прагматизма, как это имеет место в случае Рамсея.