Бенедетто Кроче. Вопрос о методе в истории философии
Предисловие к переводу
DOI:
https://doi.org/10.21146/10.21146/2074-5869-2023-28-2-109-116Ключевые слова:
метод, диалектика, историцизм, абсолютный спиритуализм, verum-factum, историография, Б. Кроче, Дж. ВикоАннотация
Настоящая публикация знакомит читателя с переводом очерка Бенедетто Кроче из сборника его поздних работ «Философия и историография». Здесь он задается вопросом о том, как историку философии следует интерпретировать те моменты, когда мысль изучаемого философа случайно или намеренно не проясняется им или ее развитие останавливается в определенной точке. Перебирая возможные причины этого, Кроче затрагивает несколько тем, которым были посвящены его более ранние исследования и к которым он возвращался на протяжении всего творческого пути. Так, он обращает внимание на противоречие в теории
познания Дж. Вико, которое состоит в применении принципа verum-factum не только к истории, но и к математическим наукам: с одной стороны, достижение истины в познании природы, согласно Вико, доступно только Богу, так как он сотворил природу, а с другой – для человека оказывается достижима истина в математике, так как он «творит» математические элементы и операции, а вместе с ними и метод естествознания. Кроче указывает в качестве примера также и на одно из противоречий в философии природы Гегеля, состоящее в смешении эмпирического и спекулятивного методов и приведшее к наделению естественных наук статусом «недофилософии», к неправомерному применению диалектики к фактам и понятиям естественных наук. Будучи убежден, что формула verum-factum может быть соединена с учением абсолютного спиритуализма, Кроче предостерегает от того, чтобы приписать такое соединение самому Вико, так как это означало бы перенесение в его теорию более позднего опыта и состояния знания.