Полемика с джайнизмом об атмане в «Таттвасанграхе» Шантаракшиты с комментарием Камалашилы «Панджика»

Авторы

  • Л.И. Титлин Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Ключевые слова:

атман, анатман, джива, состояния сознания, Таттвасанграха, Шантаракшита, субстанция, субъект, «я», джайнизм

Аннотация

Предметом исследования является полемика между философской школой джайнизма (на­правления дигамбаров) и буддизмом об атмане (духовном субъекте), представленная в главе «Исследование атмана, как он установлен у дигамбаров» раздела «Атмапарикша» (букв. «Ис­следование атмана») «Таттвасанграхи» Шантаракшиты (VIII в.) с комментарием «Панджика» его непосредственного ученика Камалашилы (VIII в.). В статье приводятся краткие сведения об авторах текста, джайнизме, его философских положениях. Статья сопровождается первым переводом главы с санскрита на русский язык. Исследование базируется на переводе с сан­скрита, выполненном автором на основании издания С.Д. Шастри, а также единственном до­ступном переводе текста на английский язык Г. Джха. Основным выводом является предпо­ложение, что буддисты в рассматриваемом тексте пытаются исходить из общепринятой логи­ки, из закона непротиворечия, в то время как джайны, очевидно, руководствуются другой фи­лософской логикой, в которой такой закон не действует.

Загрузки

Опубликован

2020-12-08

Выпуск

Раздел

ПУБЛИКАЦИИ И ПЕРЕВОДЫ

Как цитировать

Полемика с джайнизмом об атмане в «Таттвасанграхе» Шантаракшиты с комментарием Камалашилы «Панджика» (Л. Титлин , Trans.). (2020). История философии, 25(2), 121-138. https://hp.iphras.ru/article/view/5237