Философия исторических альтернатив: «Ухрония» Шарля Ренувье

Авторы

  • А. А. Кротов доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой. МГУ име- ни М.В. Ломоносова. Российская Федерация, 119234, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4

DOI:

https://doi.org/10.21146/10.21146/2074-5869-2023-28-2-36-46

Ключевые слова:

Шарль Ренувье, неокритицизм, Ухрония, французская философия, философия истории

Аннотация

В статье анализируется философия истории основателя французской школы неокантиан­ства, нашедшая выражение в идее Ухронии. Акцентируется внимание на теоретических установках, свойственных различным этапам творческого развития Ренувье, и на их связи с «утопией в истории». В своей философии истории Ренувье выступает против концепции предопределенности, необходимости всех происходящих событий. Он настаивает на при­сутствии свободы в истории, на возможности движения по иным путям социального бытия, не зафиксированным традицией. В альтернативной версии истории, изображенной француз­ским мыслителем, христианство восторжествовало не на Западе, а на Востоке. Крестовые походы состоялись, но географически были устремлены в противоположном направлении. Прогресс в понимании религии возвращает позднее христианство на Запад в очищенном от фанатизма виде. Будущее человеческой цивилизации Ренувье связывает с республикан­ским общественным устройством. Он предсказывает прекращение всех видов войн. В осто­рожной, завуалированной форме он подвергает критике режим Второй империи во Франции. Концепция Ренувье заключала в себе как сильные, так и уязвимые стороны. Она плодотвор­на своим призывом ориентироваться в политической жизни на представление о действенно­сти свободной воли человека, идею максимального наполнения моральным содержанием понятия государства. Она уязвима в своей интенции придавать решающее значение интел­лектуальному фактору в истории.

Загрузки

Опубликован

2023-10-13

Выпуск

Раздел

МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Как цитировать

Философия исторических альтернатив: «Ухрония» Шарля Ренувье. (2023). История философии, 28(2), 36-46. https://doi.org/10.21146/10.21146/2074-5869-2023-28-2-36-46