Философия исторических альтернатив: «Ухрония» Шарля Ренувье
DOI:
https://doi.org/10.21146/10.21146/2074-5869-2023-28-2-36-46Ключевые слова:
Шарль Ренувье, неокритицизм, Ухрония, французская философия, философия историиАннотация
В статье анализируется философия истории основателя французской школы неокантианства, нашедшая выражение в идее Ухронии. Акцентируется внимание на теоретических установках, свойственных различным этапам творческого развития Ренувье, и на их связи с «утопией в истории». В своей философии истории Ренувье выступает против концепции предопределенности, необходимости всех происходящих событий. Он настаивает на присутствии свободы в истории, на возможности движения по иным путям социального бытия, не зафиксированным традицией. В альтернативной версии истории, изображенной французским мыслителем, христианство восторжествовало не на Западе, а на Востоке. Крестовые походы состоялись, но географически были устремлены в противоположном направлении. Прогресс в понимании религии возвращает позднее христианство на Запад в очищенном от фанатизма виде. Будущее человеческой цивилизации Ренувье связывает с республиканским общественным устройством. Он предсказывает прекращение всех видов войн. В осторожной, завуалированной форме он подвергает критике режим Второй империи во Франции. Концепция Ренувье заключала в себе как сильные, так и уязвимые стороны. Она плодотворна своим призывом ориентироваться в политической жизни на представление о действенности свободной воли человека, идею максимального наполнения моральным содержанием понятия государства. Она уязвима в своей интенции придавать решающее значение интеллектуальному фактору в истории.