Учение А. Майнонга о предположениях
Ключевые слова:
предположение, суждение, представление, объектив, пропозициональная установка, предложение, школа Ф. Брентано, А. МайнонгАннотация
В статье проясняются основания, в силу которых А. Майнонг расширяет классификацию психических феноменов, предложенную Ф. Брентано, и располагает между классами представлений и суждений класс предположений. Акты предположения Майнонг понимает как пропозициональные акты, специфика которых состоит в том, что они лишены утвердительной силы или момента серьезности, характерного для актов суждения. Невозможность редукции актов предположения к актам представления Майнонг демонстрирует на примере отрицательных предположений: схватываемые в таких предположениях отрицательные характеристики предметов не улавливаются представлениями. Демонстрируется, что выдвинутое в ответ на этот аргумент Майнонга учение Брентано и Марти о модусах представления не позволяет защитить тезис о сводимости предположений к представлениям: даже с помощью нового понятия представления не удается без искусственных усложнений объяснить такие феномены, как игра, притворство и ложь. Далее в статье обсуждаются некоторые детали семантического учения Майнонга, необходимые для ответа на вопрос об отличии предположений от суждений. Указывается на особенность понимания Майнонгом значения слов и предложений, дается краткая характеристика учения об объективах. После сделанных пояснений обсуждается аргумент, позволяющий Майнонгу обосновать отличие актов предположения от актов суждения. Аргумент выстраивается как последовательный анализ предложений, задача – показать, что предложения разных видов, и простые, и нагруженные придаточными, и сложносоставные, в разных обстоятельствах выражают пропозициональную установку, лишенную утвердительной силы.