Герхард Оберхаммер. Вступление Пакшиласвамина к его «Ньяя-бхашье»
Предисловие к переводу
DOI:
https://doi.org/10.21146/10.21146/2074-5869-2023-28-2-117-139Ключевые слова:
Герхард Оберхаммер, венская индологическая школа, индология, ньяя, Пакшиласвамин, Ватсьяяна, «Ньяя-сутры», «Ньяя-бхашья», вада, сотериологияАннотация
Публикация представляет собой комментированный перевод и исследование работы «Вступление Пакшиласвамина к его “Ньяя-бхашье”» видного австрийского индолога и межкультурного философа Г. Оберхаммера. Автор рассматривает предпосылки исследования Оберхаммера, приводит краткую информацию о школе ньяи и сосредотачивается на том, каким образом Оберхаммер демонстрирует историю ньяи и ее самоосознание как философской системы на материале небольшого текста вступления Пакшиласвамина (Ватсьяяны) к его «Ньяя-бхашье». В своей статье Оберхаммер отвечает на вопрос, зачем такие разнородные части, как элементы теории аргументации, взятые из древней традиции вады (теории ученого диспута), логика и эпистемология, космология и учение о душе и ее освобождении от уз сансары (сотериология) были соединены в стройную философскую систему ньяи и каким образом это происходило в ходе развития этой школы благодаря ее самоосознанию как метода поиска истины (и что эта истина представляет собой с точки зрения ньяи), каким образом этому помогли творческие заимствования из другой философской школы – йоги. Публикации предпосылается краткая история венской востоковедческой и индологической школы, которой принадлежит Оберхаммер.